Китайский стиль с давних времен нас манят дальние восточные страны — Япония, Индия, Китай. Еще с эпохи средневековья элементы этих загадочных культур время от времени проникают в европейский интерьер. Сегодня мы переживаем очередной бум Востока в дизайне, очаровываясь вновь и вновь благородным и стильным минимализмом Японии, утонченной философской «китайщиной», жизнеутверждающей сочной Индией.
Среди азиатских этностилей особенно популярен сегодня японский, с его безупречными цветовыми сочетаниями и лаконичными формами. Говорят, японский интерьер обладает терапевтическим эффектом: закрываешь за собой дверь, и все неприятное остается снаружи. Минимум мебели и других предметов быта, минимум декора — всего, что занимает место и распыляет внимание.
В Стране восходящего солнца особое отношение к природе: она органично вплетена в интерьерную концепцию, а сам японский стиль ассоциируется с природными цветами в светлой гамме — с оттенками бежевого, белым, кремовым, молочным. Сдержанные светлые тона характерны и для японской мебели, поверхность которой обычно гладкая, нефактурная. Ткани тоже кремовые и белые, преимущественно натуральные — хлопок и шелк.
Другой самобытной чертой китайского стиля является его «научность»: создание интерьера четко соответствует древнекитайскому учению фэн-шуй. Все предметы здесь составлены в особые композиционные группы, вписанные в ту или иною геометрическую фигуру. Их устанавливают строго симметрично, попарно или в виде трехчастных композиций. Ширмы и экраны, шкафы и комоды, спинки стульев, крышки шкатулок покрыты росписями и инкрустациями, изображающими пейзажи или традиционный сюжет «цветы и птицы».
На столах в подносах лежат камни, растут карликовые деревья, мелодично звенят развешенные повсюду колокольчики и «музыка ветра» (полые трубочки разной длины, подвешенные на ниточках), журчат маленькие фонтаны – внутренний мир помещения населен звуками и «живыми» вещами, которые, согласно фэн-шуй, должны рассеивать злую энергию и притягивать добрую. Широкие дверные проемы, находящиеся друг против друга, соединяют интерьер с окружающим миром, а двери в виде круга («лунные») символизируют совершенство бытия и напоминают о том, что «возвращение в Небо» — состояние перехода.
Кроме собственно китайского стиля — традиционных интерьеров для пагод и императорских покоев или аскетичного убранства буддийских монастырей, есть и отдельное направление в декораторском искусстве — шинуазри, другими словами, «китайщина». Обязательные атрибуты стиля — тонкий фарфор с кобальтовой росписью и лаковая мебель, украшенная рисованными китайчиками и мандаринами в национальных костюмах. Цветовая гамма — насыщенный синий, богатый красный, таинственный нефрит и молодая бирюза (в эпоху рококо буквально завоевавший Европу) сегодня менее популярен, но его элементы встречаются часто — в виде китайской вазы, росписей на стене, резных скульптурок. Можно эти элементы органично вплетать в облик дома, а можно отвести отдельную комнату под «китайскую гостиную».